ВРЕМЯ – форма урока
1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. Это ряд фрагментов, обозначенных указаниями учителя, которые просто следуют одно за другим – «ходим», «а теперь попрыгаем», «а теперь давайте поговорим» и т.д. Эти фрагменты могут быть объединены общей темой или задачей урока, перетекать одно в другое или даже порождать его. Но структурно не связаны – просто как звенья цепочки.
2 ВАРИАЦИИ или СЕРИЯ
Все параметры урока (описанные в разделах «пространство» и «организация») подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные – это как бы «тема», а переменные – «вариации».
Например, постоянное – поем песенку (поле активности). Переменное – то в кругу, то в свободном движении, то в змейках (построение).
Другой пример: постоянное – игра «стой – иди» (все делают что-то, кто-то один останавливается, тогда останавливаются все; потом кто-то один начинает, все начинают за ним). Этот параметр называется недирективная организация. Переменное – поле активности. То есть, мы можем делать это 1 в движении, 2 звучащими жестами, 3 на барабанах , 3 голосом и т.д.
Как правило, добавляя и изменяя переменные параметры, учитель увеличивает сложность, постепенно вырабатывая новые навыки.
Например, мы передаем по кругу одинаковые предметы (взаимодействие «передача по кругу»). Сначала просто так. Потом прибавляем песню (поле активности). Потом меняем динамику пения («громко-тихо»). Потом передаем в обратном направлении. Потом с закрытыми глазами.
Всё сложнее и сложнее. Мастерство владения телом и вниманием совершенствуется с каждым новым заданием. Причем, чем больше парадоксальных заданий накручивается, тем лучше усваивается постоянное (здесь, навык круговой передачи). И наоборот, в других упражнениях видно, как постоянное – скажем, общая песня – помогает легче овладеть новыми навыками, которые прорабатываются в переменных заданиях. Так, по контрасту, постоянное усиливает переменное, и переменное усиливает постоянное.
Часто опытные мастера в конце одной серии вычленяют параметр, который был переменным, делают его постоянным и организуют вокруг него следующую серию.
Сравнивая эти два типа распределения действий во времени – последовательность и серию вариаций, мы видим, что первый воплощает горизонтально-линейный принцип, а второй – вертикально-иерархический.
3 СКВОЗНАЯ ФОРМА урока или его части
Она сильно напоминает музыкальную форму. Главное в ней – гармоничноые распределение «порядка» и «хаоса», «импровизации» и «выученного», «исследолвания» и «тренировки».
Впервые я увидел сквозную форму на уроке Хольгера Мауте (Варна, 2002) «Яканака вангери»:
вступление - тема – разработка
вступление
1 Участники получают отдельные карточки, на каждой – одно слово песни. 2 Читают их по кругу, каждый свое. 3 Объединяются в группы – напр. все «Яканака» вместе, встают в круг. Такое построение называется сегменты 4 Хольгер показывает порядок вступления
тема
5 все поют тему – сначала отдельными сегментами – каждый сегмент поет свое слово
6 потом, наконец, в унисон
разработка
Тему поют каноном, накручивают на нее разные задания и т.д.
Весной 2003 года Даг Гудкин в Новгороде многократно демонстрировал четырехчастную форму
вступление-исследование – тема – разработка - финал
Предположим, тема (как чаще всего бывает) – народная песня
Во вступлении элементы будущей темы отрабатываются через импровизацию, исследование-экспериментирование или через интересные интригующие игры (пример Хольгера). Вступление – «рыхлая» свободная часть формы, как бы первичный хаос, из которого вырастает порядок – тема. В разделе «тема» песня выучивается.
Разработка – опять «рыхлая» часть, где тема становится осью серии вариаций, все более усложняющихся. Финал – как правило общий танец или серия композиций малых групп.
Итак, «порядок» и «хаос», «рыхлое» и «четкое» чередуются в режиме «рыхлое» (вступление) «четкое» (тема), опять «рыхлое» (разработка) и «четкое» финал.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Итак, мы познакомились с тем, что происходит в пространстве и с тем, что происходит во времени. Но без организации это невозможно. Организация – это наведение порядка в пространстве-времени. Порядок может быть двух типов – снизу (от природы) или сверху (от воли одного человека). Вот так получаются два типа организации – директивная и недирективная.
ДИРЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Один человек дает указания, а остальные их выполняют. Причем этим человеком совсем не обязательно все время должен быть учитель. Он может передать свои полномочия кому-либо из класса, и тогда ученик становится временным лидером.
Самый частый и понятный пример директивной организации – дирижирование. Видов дирижирования – куча. Они разделяются на две группы:
Непосредственное дирижирование - 1 Жестами. 2 Всем телом.
Материал музицирования ограничен просто полем деятельности, например артикуляцией. В этих пределах участники свободно выражают себя
Опосредованное дирижирование – это дирижирование с помощью знаков. Здесь деятельность участников более структурирована, разные параметры управления их музыкой закреплены за знаками.
Дирижирование фиксированными паттернами. Каждый участник имеет свой паттерн заранее, который фиксирован (то есть, всегда один, например, цокание языком или регулярное тик-так). Жесты дирижера – знаки, заранее оговоренные с группой:
1) повторить один раз, 2) повторять постоянно, 3) прекратить, 4) громче-тише, 5) быстрее-медленнее
Кроме жестов, знаками могут быть: части тела дирижера, предметы в комнате, цвета, геометрические фигуры, звуки и т.д.
Параметры, которыми управляет дирижер, могут быть: высота звуков, темп, скорость, и т.д.
Опосредованное дирижирование можно использовать как для создания композиций (например, те, кому я показываю красный фломастер, пищат, а те, кому показываю коричневый – мычат), так и для разучивания уже готовой музыки (например, показываю на треугольник, поем очень быстро, показываю на квадрат – поем очень медленно)
Частный случай опосредованного дирижирования – показ нот распеваемой в реальном времени мелодии на пальцах, на нотном стане, нарисованном на доске, на цветных кружочках, обозначающих ноты и т.д.
Еще один восхитительный пример –показ ритма на предметах разного размера – пластиковых стаканах, кубиках и т.д. (большие – половинки, средние – четверти, маленькие – восьмые и т.д.)
Метод, который используется в опосредованном дирижировании – КОДИРОВАНИЕ. За объектом физического мира (частью тела, цветом, предметом) закодировано какое-то музыкальное явление – высота, артикуляция, темп, динамика и т.д. Окружающий предметы и явления становятся частями партитуры.
НЕДИРЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Итак, директивная организация соответствует порядку сверху – индивидуальная воля одного человека управляет всей группой. При порядке снизу эта воля – не индивидуальная, а универсальная, и исходит она от природы. Агент природы в нас – спонтанность. Непросто с этой самой спонтанностью. Если она совсем подавлена – это казарма или тюрьма, если она «дикая» - сумасшедший дом. От первого до второго – один шаг (вспомните, что творилось на переменах в заорганизованных советских школах). Спонтанность проявляет себя в игре. Но нам нужна не всякая спонтанность (боже упаси!), а организованная, «прирученная» спонтанность –
Для этого нам нужна игра с правилами.
Итак, недирективная организация – это игра с правилами. Эти правила связывают определенным образом, каждый раз своим, спонтанность и заданность, порядок и хаос, предсказуемость и непредсказуемость. Функция учителя здесть – устроитель игры. Он запускает, налаживает игру, как мастер-техник – свежекупленый компьютер. Дальше он либо просто наблюдает, либо становится участником игры, либо оставляет за собой роль арбитра. Внутри игры могут быть функции водящий и лидер. Иногда по отдельности, иногда обе (например, в игре, где водящий отгадывает лидера).
Игр на свете – неисчислимое множество, как народных, так и придуманных в наше время. Они распределяются по типам или классам игр. Тип, или класс игры – это то, что я называю абстрактной моделью. Ее всегда легко описать. Примеры: «Выйди вон», «Угадай, кто я», «Стой – иди», «Делай как я»
Пример. Те, кто часто посещает Орф семинары и старательно записывает все, что там было, в толстые тетради, наверное много раз записывали варианты такой игры:
Свободное перемещение под музыку. В музыке две части – А и Б, одинаковой длины, с четным количеством тактов. А: мы просто свободно ходим и выбираем себе новую пару, Б: что-то делаем с этой новой парой.
Такова модель игры – то, что остается неизменным. А вот вариантов – неисчислимое множество. Прежде всего, ЧТО мы делаем в Б с каждой новой парой – приветствуем друг друга, поем песенку, пересчитываем пальцы, хлопаем в ладоши друг друга и т.д. Потом, каким образом мы ходим в А, и даже в каком построении. Ведь это могут быть и два концентрических круга – внутренний и внешний. И т.д.
Теперь, вместо того, чтобы описывать все эти вариации по отдельности, в разных местах толстых тетрадей, лучше назвать модель этой игры «Делаем одно и то же в новой паре», или просто «Одно и то же в новой паре».
Еще пример.
Модель – переходы в кругу.
Вариант первый, самый простой (Хольгер Мауте, Варна 2002). Все стоят в кругу. Под музыку: в течение музыкальной фразы перейти на противоположную сторону круга и на последнюю долю дотронуться до выбранного участника. Теперь он переходит круг.
Тем временем учитель запускает еще одного человека переходить круг, потом еще одного и т.д. Так, одновременно и синхронно переходят круг уже три или более человека.
Вариант 2, посложнее (Даг Гудкин, Новгород 2003). Первый двигается в своей особенной манере. Каждый следующий копирует манеру движения первого. Поскольку учитель запускает по очереди нескольких, у нас получается несколько «цепочек», или «потоков» идущих, каждый – своим особенным способом. (Даг также продемонстрировал дальнейшее развитие этой игры - на материале звучащих жестов и даже пения в пентатонике, для особо продвинутых.)
Назовем этот класс игр, эту абстрактную модель «Переходы в кругу» (или «Перейди круг»). Давайте посмотрим еще один, принципиально новый вариант развития этой модели. Я видел его и у Сойли Перкио и у Верены Машат, но вы, конечно тут же узнаете его – в тех или иных модификациях он есть почти у всех народов.
Первый переходящий круг забирает с собой первого же, к которому он переодит. Они разворачиваются и идут к следующему, забирают его, разворачиваются, идут к следующему, забирают и его, разворачиваются и т.д., пока в такую «змейку» не встанут все до одного участники. При этом, например, они каждый раз могут распевать песенку.
Здесь модель «Переходы в кругу» встречается с другой, вполне самостоятельной моделью, назовем ее «Каждый раз еще один». По-научному, варианты этой модели называются кумулятивные игры (cumulative games).
ТЕКСТ
Текст – это структура, привнесенная в процесс извне. Помимо собственно текста – стихи, история, в это понятие входит любой набор внеположенных (не рождающихся на уроке) форм для выучивания – народный танец, песня, музыкальная пьеса.
Работа с текстом может (хотя и не всегда должна) состоять из следующих этапов:
1 Введение-исследование – эксперименты и импровизации с элементами будущего текста.
2 Тема - выучивание самого текста
3 Вариации - текст становится стержнем, на который накручиваются дополнительные задания.
4 Финал – целостное действо.
Итак, вот опять форма, описанная в разделе «Время» -
вступление-исследование – тема – разработка - финал
Теперь мы видим, что она появляется, если урок организуется вокруг текста.
Самый простой вид текста – цепочка. Например, цепочка имен, или цифр, или названий городов, или ритмических рисунков. От стихов или прозы цепочка отличается отсутствием синтаксиса – это просто набор однородных элементов.
Вот основные способы работы с цепочками. Их все продемонстрировала Сойли Перкио в Варне 2000 с цепочкой из всего трех слов-жестов Цигеле – Бугеле – Ца
Вступление-исследование
1 Все вместе выучиваем слова вместе с характерными жестами: Цигеле, Бугеле, Ца.
2 Каждый выбирает себе либо одно, либо другое. Слушаем последовательно. Кто самый низкий Бугеле и самый высокий Цигеле?
3 Круг делится на три сектора – Цигеле, Бугеле и Ца. Учитель дирижирует ими. По его знаку каждый сектор выкликает свое слово.
Тема
4 Возникает цепочка: Цигеле- Цигеле Ца! Ца! Бугеле- Бугеле Ца! Ца! Цигеле Ца! Бугеле Ца! Цигеле-Бугеле Ца!
Эта цепочка исполняется секторами по очереди.
5 Теперь исполняем эту цепочку все вместе.
Вариации
6 Меняем громкость и характер исполнения.
7 Исполняем беззвучно, выкликаем только одно заданное слово ( например, только все Цигеле)
8 В парах в кругу с хлопками: 1) в одной паре; 2) переменные пары
9 Импровизация: 1) одновременная, 2) последовательная
Финал
10 Форма рондо. Рефрен – цепочка хором, в эпизодах каждый по очереди солирует.
МАТЕРИАЛЫ (объекты)
Это еще один вид структуры, привнесенный извне, который тоже сильно определяет организацию. Это могут быть воздушные шары, веревки, платки, мыльные пузыри и т.д. В этом случае исследовательская часть урока увеличивается. На одном и том же уроке могут органично сочетаться материалы и текст. Очень часто материалы подбираются как иллюстрация к образам текста. Например, если текст про снег, можно поиграть с ватой. Если про осень – с желтыми и красными осенними листьями и т.д.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тем, кто дочитал до конца, большое спасибо и прошу иметь в виду:
Во-первых, эта система не закончена, а только намечена, в ней полным-полно пустых мест.
Во-вторых, что-то изменится по мере обсуждения с коллегами.
И в-третьих, не стоит принимать это все слишком серьезно, как будто бы ТАК оно и обстоит на самом деле. Любая система описания – лишь попытка УВИДЕТЬ что-то, что кажется важным. А реальность, в данном случае реальность Орф-урока, бесконечно разнообразна. Вы можете вдруг увидеть в ней что-то совсем другое, что не укладывается в рамки этой системы или даже вовсе ей противоречит. Если увидите – поделитесь!